Развитие мелкой моторики.


Родителям о важности развития мелкой моторики.
Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.
 Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, и мелкой моторики подчеркивается многими специалистами. Развивая мелкую моторику, развивается речь. Поэтому с малых лет с детьми необходимо играть в традиционные пальчиковые игры «Ладушки», «Идет коза рогатая». Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука с правым полушарием. Необходимо воздействовать на оба полушария (левое полушарие отвечает за мышление, правое – за образное восприятие мира, творчество). Для улучшения межполушарных связей некоторые упражнения нужно делать поочередно.
Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.
Вот некоторые примеры игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.
Сидит белка...
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Дружба
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
Дом и ворота
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
Пальчики здороваются
Идут четыре братца
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.
Дружные братья
Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).
Этот пальчик
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
Человечки
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
Помощники
Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.
При затруднениях в выполнении взрослый  предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро –ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Упражнение «Ладонь, коза ».
Две ладони лежат на столе симметрично.
Ладонью правой руки делаем козу т.е. указательный палец и мизинец выдвигаются вперед, а средний и безымянный палец сгибаем в кулак и удерживаем большим пальцем. Эти же движение выполняем левой рукой.
Правая рука ладонь, левая коза поочередно меняем положение рук, правая коза, левая ладонь и т.д.
Важным условием является массаж пальцев рук. Особенно тщательно массируются кончики, т.к. на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые посылают импульсы в ЦНС (центральная нервная система). Поэтому, если дети волнуются при разговоре и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук, так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Пальчиковая гимнастика очень полезна, так как воздействует на внутренние органы, стимулирует мыслительные функции речи, увеличивает заряд положительных эмоций.
Упражнение «Сорока – белобока».
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Во время игры с ребенком в пальчиковые игры необходимо произносить вслух стихи, менять тембр голоса, подчеркивая отдельные слова, рассказывать весело.
Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов
Кольцо
  • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.
Пальцы здороваются
  • Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
Очки
  • образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
Зайчик
  • вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
  •  Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
  •  Нанизывание бус, бисероплетение, шнуровка;
  • Выкладывание из спичек или счетных палочек рисунков, букв, складывание различных плоских фигур (от простых геометрических фигур, до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
  • Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
  • Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
  •  Рисование по точкам, пунктирным линиям;
  •  Шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  •  Можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
  • Собирать различные мозаики.
Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий