Нормы речевого развития


Когда ребенку нужен логопед?

Уважаемые родители, если одно из нижеперечисленных утверждений относится к речевому развитию Вашего ребенка, то Вам необходимо обратиться к специалисту:
1.     Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).
2.     Речевые нарушения носят устойчивый характер.
3.     Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.
  1. Заикание.
Чтобы Вам было легче определить соответствует ли речь Вашего ребенка возрастной норме, ниже приведены общепринятые нормы речевого развития детей по возрастам:
2-3 года
Словарный запас у детей этого возраста обычно начинает активно пополнятся. У двухлетнего ребёнка в словаре накапливается около 300 слов, а в 3 года в словаре у малыша должно быть примерно 1000 слов.
Основными словами являются названия предметов, действий и местоимения, но всё чаще появляются слова-признаки, наречия, предлоги.
После двух лет ребёнок с интересом слушает и понимает простые сказки и детские рассказы. В таком возрасте малыш старается выполнять лёгкие словесные инструкции.
Фразы не обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило, складываются из двух слов.
Например: «Мама, дём» - мама, идём. «Дай пи» - дай пить. Самое важное, что фраза или предложение появилось. Начиная использовать в своей речи предложения, малыши третьего года жизни допускают большое количество ошибок при согласовании слов. Например, «У меня много карандашов», «Это моя платье», «Тут три стулов».
Ребёнок в возрасте 2-3-х лет должен начать произносить все гласные звуки, мягкие звуки [с’], [л’], [й’], а также твёрдые и мягкие звуки: [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т]. Произношение большинства звуков пока далеко не идеально. В этом возрасте это вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно. Многие звуки, трудные для произнесения малыш меняет на более простые. Например, шипящие звуки кроха часто замещает смягчёнными свистящими: шуба - «сюба» , жарко - «зяйко», чашка - «цяська» и т.д. В некоторых случаях звук [ч’] малыш заменяет на [т’]: мяч - «мять». Иногда детишки этих лет шипящие звуки меняют на твёрдые свистящие: мишка - «миска»; могут смягчать твёрдые свистящие звуки: сумка - «сюмка», зубы - «зюбы».
Такие согласные звуки, как [р], [р’], [л] часто отсутствуют , искажаются или заменяются на звуки [л'], [й]. Например, рука - «ука», река - «ека», лампа - «ампа», салат - «сялят», стул - «стуй».
Постепенно количество таких ошибок уменьшается, они становятся более редкими.
Если у ребёнка речь развивается без явных проблем, то к трём годам родители должны понимать более 60% из того, что говорит малыш.
 3-4 года
Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – мовоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.
Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.
Задает много вопросов, использует слова «Кто? и «Почему?»
Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....»
Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.
Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие типичные нарушения звукопроизношения (это нормально):
  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
4-5 лет
Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.
В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:
  • употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);
  • звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);
  • неотчётливо произносит малознакомые слова.
Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и искаженном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.
Ребенок обладает словарным запасом около 3000 слов. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Знает свой адрес.
Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
Умеет пересказать.
Определяет право-лево у себя (не у других).
Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)
Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
Считает до 10.
Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, к,  рядом и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.
 6 лет
Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:
  • искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
  • замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);
Обладает словарем около 4000 слов
К 7 годам ребенок по речевым нормам должен произносить все звуки правильно.
Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к тому, что он рассказывает.
Пользуется сложными предложениями.
Употребляет все части речи.
Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.
Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Если у Вас появились вопросы по речевому развитию Вашего ребенка, мы ждем Вас на консультативном пункте нашего детского сада. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий