Когда ребенку нужен
логопед?
Уважаемые
родители, если одно из нижеперечисленных утверждений относится к речевому
развитию Вашего ребенка, то Вам необходимо обратиться к специалисту:
1. Речь ребенка отстает от нормативных
показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).
2. Речевые нарушения носят устойчивый
характер.
3. Речевые нарушения задерживают
дальнейшее психическое развитие.
- Заикание.
Чтобы Вам было легче определить соответствует ли речь Вашего ребенка
возрастной норме, ниже приведены общепринятые нормы речевого развития детей по
возрастам:
2-3 года
Словарный
запас у детей этого возраста обычно начинает активно пополнятся. У двухлетнего
ребёнка в словаре накапливается около 300 слов, а в 3 года в словаре у малыша
должно быть примерно 1000 слов.
Основными
словами являются названия предметов, действий и местоимения, но всё чаще
появляются слова-признаки, наречия, предлоги.
После двух
лет ребёнок с интересом слушает и
понимает простые сказки и детские рассказы. В таком возрасте малыш
старается выполнять лёгкие словесные инструкции.
Фразы не
обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило,
складываются из двух слов.
Например: «Мама,
дём» - мама, идём. «Дай пи» - дай пить. Самое важное, что фраза или
предложение появилось. Начиная использовать в своей речи предложения, малыши
третьего года жизни допускают большое количество ошибок при согласовании слов.
Например, «У меня много карандашов», «Это моя платье», «Тут три стулов».
Ребёнок в
возрасте 2-3-х лет должен начать произносить все гласные звуки, мягкие звуки
[с’], [л’], [й’], а также твёрдые и мягкие звуки: [г], [х], [к], [м], [п], [б],
[н], [в], [ф], [д], [т]. Произношение большинства звуков пока далеко не идеально. В этом возрасте это
вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно. Многие звуки,
трудные для произнесения малыш меняет на более простые. Например, шипящие звуки
кроха часто замещает смягчёнными свистящими: шуба - «сюба» , жарко -
«зяйко», чашка - «цяська» и т.д. В некоторых случаях звук [ч’] малыш
заменяет на [т’]: мяч - «мять». Иногда детишки этих лет шипящие звуки
меняют на твёрдые свистящие: мишка - «миска»; могут смягчать твёрдые
свистящие звуки: сумка - «сюмка», зубы - «зюбы».
Такие
согласные звуки, как [р], [р’], [л] часто отсутствуют , искажаются или
заменяются на звуки [л'], [й]. Например, рука - «ука», река - «ека», лампа -
«ампа», салат - «сялят», стул - «стуй».
Постепенно
количество таких ошибок уменьшается,
они становятся более редкими.
Если у
ребёнка речь развивается без явных проблем, то к трём годам родители должны
понимать более 60% из того, что говорит малыш.
3-4 года
Ребёнок
растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и
скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок
позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – мовоко,
сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со
стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.
Владеет
словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит
предложениями из 4-5 слов.
Задает много
вопросов, использует слова «Кто? и «Почему?»
Использует
выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....»
Правильно
употребляет глаголы в прошедшем времени.
Понимает
сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной
ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.
Выполняет
просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
Чаще всего в
этом возрасте встречаются следующие типичные нарушения звукопроизношения (это
нормально):
- Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
- Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
- Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
4-5 лет
Ребёнок
растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более
координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится
заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не
переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к
литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее
проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут
узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.
В четыре
года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и
чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте,
считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции
и специальных занятий:
- употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);
- звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);
- неотчётливо произносит малознакомые слова.
Помощь
логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и искаженном
произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или
маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда
такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень
сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до
полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот
звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р]
это сделать невозможно.
Ребенок обладает
словарным запасом около 3000 слов. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Знает
свой адрес.
Пользуется
всеми типами предложений, в том числе и сложными.
Умеет
пересказать.
Определяет
право-лево у себя (не у других).
Знает
простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)
Пользуется
прошедшим, настоящим и будущим временем.
Считает до
10.
Знает
назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Выполняет
словесные задания с предлогами сзади, между, к,
рядом и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает
грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.
6 лет
Речевой
аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет
отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения
прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто
встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:
- искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
- замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);
Обладает
словарем около 4000 слов
К 7 годам
ребенок по речевым нормам должен произносить все звуки правильно.
Умеет
рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к тому, что он
рассказывает.
Пользуется
сложными предложениями.
Употребляет
все части речи.
Использует
абстрактные и отвлеченные понятия.
Различает и
дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.
Может
пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
Если у Вас
появились вопросы по речевому развитию Вашего ребенка, мы ждем Вас на
консультативном пункте нашего детского сада.
Комментариев нет:
Отправить комментарий