Методическая разработка


Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение
детский сад  № 119  (620016,  г. Екатеринбург,  ул. П.Шаманова,  дом 19.)
Тел.: (343) 223-33-20 (21), эл.почта: madou-119@mail.ru, сайт: HTTP://DOU119-EKB.RU.










Конспект подгруппового занятия
в старшей группе.
Автоматизация звука [ш].



Подготовила  учитель-логопед
Некрасова Ольга Александровна


                                                                                       



                                                                   







г. Екатеринбург, 2020 г.


Конспект подгруппового занятия в старшей группе "Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях".
Цель: Закрепить умение правильно произносить звук [ш] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильный артикуляционный уклад при произнесении звука [ш];
- отработать четкое правильное произношение звука [ш] в словах, предложениях;
- продолжить развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза;
- совершенствовать навыки словоизменения по родам, падежам, числам;
- расширить и уточнить словарный запас;
- формирование навыка правильного употребления предлогов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
- развивать крупную и мелкую моторику;
- развивать речевое дыхание.
- развивать и уточнять пространственные представления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе и окружающим;
- воспитывать любовь к родному языку и речи.
Оборудование: индивидуальные зеркала, магнитная доска, интерактивная доска, шишки, корзина, медвежонок Миша, листочки с картинками, планшет "Логика".
Ход деятельности:
1.     Организационный момент.
Дети заходят в кабинет логопеда, садятся за столы.
- Здравствуйте ребята, посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости? Правильно Медвежонок. Ребята, когда медвежонок был маленький, он не умел выговаривать своё имя, он  говорил то Мифа, то Миса, но когда он подрос, он научился красиво говорить своё имя. Догадались, как его зовут? (дети отвечают). Мы с вами научились говорить красиво звук [ш] и теперь можем красиво сказать имя медвежонка -  Миша.
Миша приглашает нас  в путешествие. Вы знаете, что такое путешествие?
(Ответы детей.)
- Путешествие – это передвижение по какому-либо пути до определенного места.
Миша приглашает нас в путешествие по осеннему лесу к вишневому дереву, мама медведица попросила Мишу принести домой вишни. А чтобы не потеряться у Миши есть карта. Отправимся в путешествие с Мишей до вишневого дерева?
2.     Артикуляционная зарядка.
- Ребята в пути нам нужно быть, ловкими, умными.
- Чтобы быть ловкими и сильными, что нужно делать?
Дети отвечают.
-Зарядку Миша уже делала утром. И вы делали зарядку утром, а вот зарядку для язычка, наверное, забыли сделать.
- Язычок чтоб был в порядке, начинаем мы с……? (зарядки) 
- Для язычка есть специальная зарядка, Давайте покажем Мише, какую мы умеем делать зарядку для язычка.
- Подражаем мы лягушкам,
тянем губки прямо к ушкам. (Улыбочка)
- Подражаем мы слону.
губки хоботком тяну. (Хоботок)
- Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять! (Лопаточка)
- Язык широкий положи,
А края приподними.
Чашка получилась,
Смотри чтоб не разбилась. (Чашечка)
- Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали в обед,
А соседки дома нет. (Лошадка)
3.     Работа над фонематическим слухом.
- Язычок готов к путешествию, а вот ушки мы не проверили, поиграем в игру "Умные уши". Каждому из вас я буду говорить цепочку слогов, а вы должны повторить правильно:
- са-ша-со
сы-шу-сэ
ша-ши-сы.
- К путешествию мы готовы отправляемся в путь.
4.     Автоматизация изолированного звука [ш].
- По дороге к вишневому дереву подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Вставайте, давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (учащиеся длительно произносят звук [ш]). Ручки у Миши замерзли, давайте поможем ему согреться (дети подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш] воздух теплый). Сегодня в путешествии нам нужно не только быть умными и ловкими, но и везде и всегда правильно говорить звук [ш], мы же это умеем.
5. Акустика – артикуляционная характеристика звука.
- Ребята, как шелестели наши листики (шшшш) что делают губы, когда мы произносили звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]? (дети отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (дети отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).
- Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый).
6. Работа над дыханием.
- Нашу тропинку засыпало осенними листочками. Как их много, давайте подуем на листочки, чтобы они разлетелись, и мы смогли идти дальше. Покажем Мише, какие мы сильные, сдуем все листочки.
7. Автоматизация звука [ш] в словах.
- Посмотрите,  листочки  не простые на них что-то нарисовано.
- Возьмите каждый по три разных листочка и расскажите Мише, что там за предмет. Не забываем говорить красиво, правильно. Дети произносят слова (на листочках картинки: шапка, шуба, шарф, мышка, кошка, пушка, карандаш, камыш, ковш).
8.  Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Ребята, все слова, которые вы произнесли превратились в большие картинки и оказались на моей доске (интерактивная доска), чтобы двигаться дальше, нужно навести порядок и разложить на места все предметы. Давайте научим Мишу наводить порядок в словах.
- Слова, где звук [ш] первый  мы будем отправлять на первую веточку, где звук [ш] в середине - на вторую веточку, а где звук [ш] в конце - на последнюю веточку. (На доске веточки  - схемы слов.  Дети у доски "раскладывают" слова-картинки  по веточкам).
9. Физ. минутка.
- Не просто нам дойти до вишневого дерева, нам встречаются разные приключения. Вот и еще одно – Миша хочет, чтобы мы отдохнули и станцевали с ним его любимый танец. (На экране танец "Мишка" - дети повторяют движения).
10. Автоматизация звука [ш] в предложениях.
- Ребята, нам осталось совсем чуть-чуть, чтобы добраться до вишневого дерева. Нужно пройти через сосновый лес. Посмотрите сколько здесь сосновых шишек. Шишки упали на разные предметы. Ребята называйте по очереди, куда  упала  шишка, которую вы нашли. Проговариваем полными ответами, красиво, собираем шишки и отдаем их Мише: Эта шишка упала на Шкаф. (Дети проговаривают предложения и собирают шишки)
11.Работа над словоизменением и словообразованием.
- Мы дошли с вами до вишневого дерева, собирайте вишню и несите ягоды Мише, складывайте ягоды на стол. (Дети собирают ягодки и несут их Мише).
- Молодцы ребята, вы собрали все ягоды. Давайте подумаем, что можно приготовить из вишни. Вспомним, что мы проговариваем название блюда и называем из чего оно приготовлено. Например: сок из яблок - яблочный сок. (Дети проговаривают, что можно приготовить из вишни, называя, вишневый пирог, вишневый сок, вишневое варенье.) Возьмите в руки планшет "Логика" и соедините соответствующие цвета парами. (Если дети не работали с таким планшетом, я даю инструкцию).
12. Итог деятельности.
- Ребята, мы помогли Мише пройти через сильный ветер, осенние листья, научили наводить порядок в словах, собрали шишки и дошли до вишневого дерева и собрали все ягоды и даже рассказали, что можно приготовить из вишни. Он вам очень благодарен. И дарит вам на память шишки из соснового леса. Скажем ему: "До свидания". (Дети прощаются)
13. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]? Какие слова с звуком [ш] вам больше всего запомнились?
- Вы большие молодцы! Мы помогли Мише найти и собрать вишню, вы молодцы, что правильно выполнили задания и самое главное - произносили звук [ш] красиво. 












Комментариев нет:

Отправить комментарий