Игровые упражнения по автоматизации звуков.


Игровые упражнения и игры по  автоматизации звука.

            После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка каждый новый звук проходит этот этап: «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок. «Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка». Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?
          Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».
В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.

Последовательность автоматизации звуков.
1. Автоматизация изолированного звука.
2. Автоматизация звука в слогах.
3. Автоматизация звука в словах.
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
5. Автоматизация звука в стихах.
6. Автоматизация звука в текстах, рассказах.
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
8. Автоматизация звука в скороговорках .

             Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков.
Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.
            Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение педагогом этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствии достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес этот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их. Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.
       После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах. Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое.
 Слова «надо», «обязательно», «ты должен», «давай заниматься»  обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Замените их на «давай поиграем».  Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с Вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.
Это позволит решить сразу несколько задач:
·                     пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
·                     расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
·                     повысить познавательную активность и работоспособность детей;
·                     активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
·                     плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
·                     увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Можно использовать следующие игровые упражнения и игры:
 «Су-джок » 
Ребёнок поочерёдно прокатывает массажное колечко по пальцу, одновременно отрабатывая речевой материал.  Например, автоматизация звука [ш].
На правой руке:
Этот малыш — Илюша, (на большой палец);
этот малыш — Ванюша, (указательный);
этот малыш — Алёша, (средний);
этот малыш — Антоша, (безымянный);
а меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец).
На левой руке:
эта малышка — Танюша;
эта малышка — Ксюша;
эта малышка — Маша;
эта малышка — Даша;
а меньшую зовут Наташа.
 «Мяч». Автоматизируя заданный звук изолированно, в  слогах, словах, ребенок  передает  из рук в руки мяч, и  произносят слоги и слова, затем, под ритм, отбивая мяч об пол, или бросая, его друг другу.
«Кубик». Ребёнок бросает кубик. Выпавшее число укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.
«Пирамидка, бусы, счёты».  Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки, перебирает крупные бусины, откладывает колёсики на счётах с одновременным проговариванием речевого материала или произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах.
«Лесенка».  Игрушка, или шагают пальцы, поднимаясь и спускаясь по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук, слог, слово. Мы с ребятами отрабатываем, когда идём по лестнице до группы.
«Звуковые дорожки».  Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.
«Часы».  Ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
«Звенящие баночки». Каждый звук обозначается своим цветом. Ребёнок берёт квадратик и называет звук соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все звуки будут названы, баночки превращаются в "звенящие".
 «Повтори столько раз, сколько… »,  мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра) хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.
«Игра на пианино». Имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:  ра-ра-ра-ра-ра (Ша-ша-ша, ла-ла-ла, са-са-са и т.д.)
«Колокольчик».  Ребенок называет картинки или проговаривает слоги, слова с автоматизируемым звуком.  Если ребенок произносит слово неправильно – взрослый звенит в колокольчик.
«Волшебная веревочка» .  Ребенок наматывает веревочку на палец и одновременно без остановки произносит слоги и слова.
«Кнопочки».  Проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные, на листе бумаги кнопки, сколько нарисовано кнопок, столько раз нужно повторить.
«Ромашка». В тетради ребенка взрослый рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву. На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы. Можно вырезать ромашку из бумаги и загибать лепестки.
«Раз – шажок, два – шажок».  Ребенок стоит руки на поясе. Взрослый предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.
«Телеграмма».  Члены семьи, взявшись за руки, образуют круг. Взрослый, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей неправильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра  начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д. Также можно передавать слова.
«Добавь слог». Ребенок стоит перед взрослым, взрослый  бросая мяч, называет начало слова, а ребенок  заканчивает нужным слогом: ли – са, колба – са, ко – сы, но – сы.
«Ладошки».  При произнесении звука, слога, слова нажимать указательным пальцем (пальцы меняются) противоположной руки на подушечки пальцев другой руки или нажимать на кружки, нарисованные на каждом пальце картонной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.
«Шарик». Произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик (можно использовать любой небольшой предмет).
«Большой, маленький». Ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.
 «Песок». «Сухой бассейн». Вместо песка можно использовать  любую крупу, которая под рукой.
- Выкладывая дорожку на песке из ракушек и камешек, ребёнок с удовольствием произносит слоги с автоматизируемым звуком.
- Выступая в роли археолога и делая «раскопки» в песке  (находит картинки и предметы), закрепляет правильное произношение звука в словах.
- Строительство в песочнице замков, дворцов, заселение их  различными сказочными героями, животными, способствует автоматизации звуков в предложениях и связной речи.
 «Улитка».  Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улитки.
«Лабиринт».  По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальцем, проговаривая предложения, чистоговорки.  На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.
  «Собери яблоки».  «Собирая» яблоки в корзину, ребёнок проговаривает «СА, СО, СУ, СЫ», тем самым закрепляя звук [C] (или другой звук) в прямых слогах.
  «Дорожки».  До картинки добегаем и слово называем. Можно придумать полосу препятствий, это обеспечит еще и двигательную активность.
 «Вертушка». Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.
 «Ромашка2». Собрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать картинку, изображённую на лепестке.
 «Поезд». К паровозу прикрепить вагоны с картинками - предметами, содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.
 «Назвать слова по сюжетной картинке».  Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.
 «Рыбалка».  Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки. Можно к картинкам прикрепить скрепки и взять магнитную удочку. одно из любимых занятий для детей.
«Говорящие руки».  Предположим, что речь идет об автоматизации звука   [ш].  Взрослый  дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш, а правую А. Давай попробуем! Взрослый  берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение  Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит:  Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
«Зима и весна». (Игра на автоматизацию звука Л) Перед ребенком  разложены картинки: зима и весна. Взрослый  просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.
К нам зима приш…(ла),
Снег и вьюгу принес …(ла),
Все, что А…(лла), разброса…(ла),
Вьюга снегом занес…(ла)!
Весна приш…(ла),
А …(лла), сразу все наш …(ла),
На лужайку вышла А …(лла),
Видит там лежит ю.…(ла).
«Солнышко».  Перед ребенком лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Ребенок украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а взрослый  убирает картинку. Ребенок определяет, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.
 «Замочная скважина».  Предметная картинка закрывается «дверцей», ребенок, перемещая «дверцу» по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен на картинке.
«Слова вокруг нас». Ребенок подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес. Слова он ищет вокруг себя.
 «Куча мала». Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Взрослый  просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу (на голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони). Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры ребенок  складывают кучу – малу без картинок.
«Лото». Все карточки делятся между членами семьи. Начинает ребенок, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Следующий  подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот, у кого заканчиваются карточки.
 «Составление предложений». Ребенок отбирают себе персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка) и предметные картинки с определенным звуком. Ребенок берет своего героя, подводит к картинке и составляет предложение, включая героя и картинку. Ребенок может включить сразу несколько героев. Выигрывает тот, кто составит самое длинное предложение.
 «Соседи». Перед ребенком раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. (Жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около» и картинки выкладываются в ряд).
 «Придумай предложение». Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов со звуком Р (Л,Ш,С,З,Ж). Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова со зву Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.
 «Считалки». Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинки (можно нарисовать самим).
Виноград, трамвай, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
Крыжовник, курица, тетрадь,
Гриб, смородина, кровать,
Груши, грузовик, Петрушка,
Виноград, трамвай, игрушка.
 «Артисты». Всем участникам игры раздается по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, игроки спрашивают: «Что здесь изображено?». Каждый игрок определяет, подходит ему или нет, если подходит,  составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребенок составляет рассказ, выходит и пересказывает. Картинки подбираются с учетом автоматизированного звука.
«Загадка». Перед игроками лежат перевернутые картинки,  в названии которых есть автоматизированный звук. Игроки по очереди берут картинку и описывают, остальные, догадываются, о чем идет речь.
 Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила.
          Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать. Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается т.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения. Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» - «МаШШШинку» - «Да, маШШШинку» - «Молодец!». Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.
Звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. «При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают назойливые поправки взрослого, и он отказывается произносить требуемый звук.
Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы. Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог - как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю хорошо, а в жизни как привык».
           Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» - это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.
           На  первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять ребенку произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить. Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения. Подчас это правило относится и к взрослым занимающимся – им тоже нужен «слушатель».

Комментариев нет:

Отправить комментарий